Ассоциация выпускников ННГУ им. Н.И. Лобачевского совместно с сотрудниками Факультета социальных наук подвела промежуточные итоги исследования уровня сетевой грамотности нижегородской молодежи.
Первый этап исследования проходил осенью 2021 г. и включал опрос школьников и мониторинг новых медиа. С 18 по 22 января состоялся опрос студентов университета, завершивший второй этап исследования. Всего было опрошено 90 молодых людей в возрасте от 13 до 21 года.
Согласно первым, предварительным итогам исследования, интернет-вовлеченность городской молодежи ожидаемо оказалась высокой. Молодое поколение не представляет свой день без компьютера и электронных гаджетов: 42,5% совокупно проводят в сети от 6 до 10 часов, 32,2% – 3-5 часов, 13,8% – 1-2 часа, 9,2% – более 12 часов и 2,3% – не определились с затраченным на это временем.
Сетевая грамотность и навыки в сфере кибербезопасности оценивались по четырем группам: устойчивость к киберзависимости, кибербуллингу, фишингу, кибермошенничеству.
В целом, молодые люди продемонстрировали средний уровень устойчивости к киберзависимости. С одной стороны, 75,9% редко (или никогда) не ощущают раздражительность при отсутствии возможности проверить свой аккаунт, а у 40,2% не возникало конфликтов с окружающими по поводу долгого времяпрепровождения в Интернете. С другой, 66,7% остаются online дольше, чем намеревались, а 64,3% откладывают свои дела ради того, чтобы подольше побыть в сети.
Социальные сети остаются для молодежи пространством конфликта: 78% получали в сети Интернет неприятные сообщения или комментарии, 91% – приходилось добавлять кого-то в черный список; 71,3% – с кем-то спорили в социальных сетях или на форумах.
Серьезной угрозой для молодежи остается фишинг данных и другие формы интернет-мошенничества. 40,2% верят, что все пользователи социальных сетей указывают о себе достоверные данные. 60,9% опрошенных открывали письма от неизвестных пользователей, 56,3% получали письма с просьбой сообщить свои персональные данные, при этом 55,2% внимательно проверяют интернет-страницы при посещении.
77% принявших участие в опросе проверяют отзывы в Интернете, собираясь купить какой-либо товар, при этом 88,5% доверяют отрицательным отзывам. 65,5% переходят по ссылкам, публикуемых в группах социальных сетей, если их интересует тематика.
Подводя промежуточный итог, можно заметить, что проблема киберзависимости остается для нижегородской молодежи достаточно актуальной. Однако на первое место постепенно выдвигаются киберугрозы другого характера: кибермошенничество, фишинг данных, навязывание товаров и услуг в сети. В 2022 г. коллектив продолжит исследование данной тематики.
Исследование проводилось в рамках проекта «Сетевая грамотность нижегородской молодежи: механизмы мониторинга и технологии развития» по реализации подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области» государственной программы «Социальная поддержка граждан Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 298, при софинансировании Фонда президентских грантов.