Бакалавриат и магистратура «Управление персоналом» на Факультете социальных наук
Как правило, образование в области управления персоналом получают на экономических факультетах университетов. Теперь такое образование можно получить на Факультете социальных наук ННГУ им. Н.И.Лобачевского.
Как решить абитуриентам и их родителям, где осваивать управление персоналом? Как выбрать место обучения человеку, желающему освоить магистерскую программу?
Чтобы ответить на эти вопросы нужно обратиться к специфике образовательного контекста, содержащего большой объем психологии и социологии управления. Почему профессорско-преподавательский состав ФСН решил, что стоит реализовать такие программы? Известно, что Россия традиционно отстает от большей части развитых стран, а теперь и от стран ближнего зарубежья, по уровню обслуживания клиентов, пациентов, покупателей, отдыхающих и прочих категорий наших соотечественников и зарубежных гостей. Это неоднократно подчеркивается на самых высоких уровнях государственного управления. И это знает почти каждый российский гражданин, который периодически становится то посетителем ресторана, то постояльцем отеля, нуждается в заботе медицинского персонала или помощи чиновника, в квалифицированной помощи туристического агента, банковского служащего, риэлтора и пр.
Если спросить менеджеров и их подчиненных о методах, которые используются в управлении персоналом, то среди названных будут преобладать методы «кнута и пряника», «не хочет – заставим», «разделяй и властвуй». И это в XXI веке, когда человек становится самой основной ценностью общества. И персонал, и те, кто оказываются во взаимодействии с персоналом. Все более востребованными становятся бизнес-технологии клиент-ориентированности и даже клиент-центрированности, требующие тонких психологических методов управления персоналом.
Но такие методы могут быть реализованы только людьми, прекрасно владеющими психологическими компетенциями, способными не только отвечать на высказанные потребности клиента. Нужно владеть компетентностью в области социальной перцепции и уметь не только предугадывать, но и развивать потребности клиента.
В психологической подготовке нуждаются и службы управления персоналом, и менеджеры, управляющие персоналом на рабочих местах. Только в этом случае персонал будет правильно подобран, правильно (и правильному) научен, партнеры и клиенты будут довольны, а бизнес будет процветать.
В настоящее время переработки, психическая напряженность, нехватка квалифицированного персонала становятся неотъемлемой частью трудовой жизни. Поэтому особое значение приобретают компетенции в разработке программ well-being (психологического благополучия на рабочем месте), soft-skills (навыков самоорганизации, деловой коммуникации, лидерства), сохранения ментального здоровья. Всему этому нужно учиться.
Сотрудник компании, вставшей на путь клиент-ориентированности, работает почти как психотерапевт: уставший и нервный клиент после контакта с таким сотрудником уходит с лучшим настроением, чем пришел, снова и снова хочет возвращаться и то же советует своим знакомым, распространяет в социальных сетях позитивную информацию о компании, действуя уже как специалист по связям с общественностью.
Не случайно успех современного бизнеса связывают с тем, насколько он может учитывать и будить воображение, фантазию клиентов, давать им яркие позитивные переживания от предоставляемых товаров и услуг, поскольку, к счастью, миновало время «бери, что дают и скажи спасибо».
Кстати, с этим связаны и новые феномены в бизнесе, которые для правильной интерпретации требуют глубоких знаний не только в области психологии, но и в сфере социологии, дающей понимание социальных процессов, состояний общества в целом и его различных групп. Например, известный феномен «клиентского экстремизма». С ним тоже нужно уметь справляться, хотя это и очень непросто.
Особое значение получат программы трудовой и организационной реабилитации участников боевых действий. Это люди, получившие иной опыт, – опыт ратного труда. Возвращаясь, они нуждаются в квалифицированной поддержке со стороны кадровых служб, менеджеров на рабочих местах.
Безусловно, подготовка в сфере управления персоналом на Факультете социальных наук полностью соответствует федеральному государственному стандарту. Выпускники работают в самых разных сферах бизнеса: от крупных промышленных холдингов до небольших ресторанов. Правовые и экономические дисциплины представлены в полном объеме, поскольку любая деловая активность должна осуществляться в строгом соответствии с законом и быть экономически эффективной.
Специфика состоит в акценте на психологических методах управления персоналом, развитии компетенций клиент-ориентированного бизнеса, делающего сотрудников довольными своей трудовой деятельностью, а клиентов – счастливыми.
О подготовке бакалавров по направлению «Управление персоналом»
Текст подготовлен коллективом кафедры психологии управления ФСН