Top.Mail.Ru
Главная - Новости - Киберспорт глазами науки: комментарии преподавателей ФСН

Киберспорт глазами науки: комментарии преподавателей ФСН

04 сентября 2025

Для канала Университета Лобачевского на Яндекс-Дзен комментарии о киберспорте дали заведующая кафедрой киберпсихологии Факультета социальных наук ННГУ Валерия Демарева и старший преподаватель кафедры Валерия Вяхирева.

Можно ли назвать киберспорт настоящим спортом?

«Киберспорт полностью соответствует ключевому признаку спорта — организованному соревнованию с чёткими правилами, судейством, рейтинговыми системами и турнирами. Хотя в киберспорте отсутствует тяжёлая мышечная активность, он требует значительной когнитивной выносливости, высокой точности моторики и психологической устойчивости — т.к. создается значительный прессинг от огромных потоков информации. Кроме того, тот факт, что киберспорт — это явление цифровой среды, стирает границы между киберспортсменами и их зрителями, что также создает особую психологическую среду. Специфика этих взаимоотношений тоже находится в фокусе психологической науки», – отмечает В. Демарева.

Что развивает киберспорт?

Киберспорт — это не пустое времяпрепровождение. Это тренировка мозга, как спортзал — для мышц. Представьте: вы принимаете решения в условиях хаоса, переключаетесь между задачами, удерживаете в голове десятки параметров – это многозадачность уровня пилота.

Внимание, концентрация и память, которые важны и развивает киберспорт — это только вершинка айсберга. Существует, например, модель компетенций Wiemeyer&Hardy, которые выделяют аж 6 сфер компетенций для игроков в цифровой среде — от базового сенсомоторного контроля до медиаграмотности. Внимание, концентрация и память в этой модели относятся ко второму уровню, когнитивному.

«Действительно, многие исследования подтверждают, что скорость реакции, навыки быстрой обработки информации и координация у тех, кто чаще играет в видеоигры (даже не профессионально) значительно выше, чем у тех, кто не сталкивается с играми на регулярной основе. Кроме того, в наших экспериментах мы наблюдали такую тенденцию, что объем рабочей памяти у геймеров, как правило, превышает объем рабочей памяти тех, кто не играет», – подчеркивает В. Вяхирева.

Играет каждый день — значит, зависим? Разбираемся!

Для того, чтобы быть зависимым — совсем необязательно быть киберспортсменом. Да, зависимость от видеоигр включена в МКБ-11, в большей степени, ввиду связи с зависимостью от азартных онлайн-игр. Игровая аддикция связана с навязчивым использованием игровых средств в ущерб реальности, пренебрежением другими видами досуга, продолжение использования вопреки осознанию проблемы и рядом других симптомов, кроме того, эти симптомы должны наблюдаться комплексно, в течение длительного периода, порядка 10-12 месяцев.

«Киберспорт как профессия требует такого же систематического подхода и дисциплины, как и классический спорт. Ведущие команды и академии киберспорта внедряют научно-обоснованные тренировочные протоколы, которые развивают широкий пул навыков, включая не только когнитивные, но и психологические, и физические.

Типичный день профессионального игрока должен включать тренировочные активности напрямую в игре с разбором и аналитикой ключевых моментов, целевые упражнения — работу на тренажерах для реакции, командную практику, и, безусловно, физическую активность и восстановление — поскольку умеренная физическая активность наилучшим образом влияет на прокачку когнитивных навыков.

Самый простой пример — умеренные физические тренировки благотворно влияют на вариабельность сердечного ритма, что, свою очередь, ведет к повышению адаптационного потенциала организма и, как следствие, более устойчивому отношению к стрессу и здоровой эмоциональной регуляции» – подчеркнула В. Демарева.

Почему родители боятся киберспорта? Пора развеять мифы

«Рискнем предположить, что, это чаще всего связано с мифами и стереотипами о видеоиграх, например, о том, что видеоигры вызывают зависимость или повышают жестокость. О зависимости сказано выше. О жестокости — нет ни одного экспериментально доказанного длительного(!) научного исследования, которое бы выявило устойчивую связь между видеоиграми и агрессивным поведением в реальной жизни. Напротив, многие командные игры, а также спортивная дисциплина, способствуют развитию самоконтроля, коммуникации и стрессоустойчивости», —объясняет В. Вяхирева.

Мифы vs Реальность

МИФ 1: «Видеоигры — это пустая трата времени»

РЕАЛЬНОСТЬ: Цифровая среда — уже не альтернатива реальности, а её часть.

Мы учимся онлайн, работаем, общаемся, развиваемся.

Пандемия показала: без цифрового мира — никуда.

МИФ 2: «Он всё бросит ради игры»

РЕАЛЬНОСТЬ: Да, важно следить за балансом — между учёбой, отдыхом и тренировками.

Но это касается не только киберспорта.

МИФ 3: «Он всё время сидит за компьютером — значит у него слабый иммунитет»

РЕАЛЬНОСТЬ: Да, малоподвижный образ жизни — риск.

Но топовые киберспортсмены тренируются физически: бегают, качают пресс.

Потому что ум — работает лучше, когда тело в порядке.

МИФ 4: «Там же один троллинг»

РЕАЛЬНОСТЬ: Токсичность в чатах — проблема всей цифровой среды, а не киберспорта в отдельности.

Ирония в том, что киберспортсмены — один из самых защищённых слоёв:

— у них есть модерация на стримах,

— кодексы поведения в командах,

— психологи и поддержка.

А что киберспорт даёт молодёжи?

В целом, киберспорт может и, в целом, действительно оказывает положительное влияние, объединяя физическую нагрузку, когнитивные тренировки, социальную значимость в одно целое. Кроме того, он создает большие комьюнити и способствует развитию международных организованных соревнований, способствуя укреплению связей и усиливая чувство причастности к чему-то большему.

Киберспорт — это не побег от реальности. Это новая реальность.

Все новости