Социолог Анна Соболева рассказала, откуда появляются и почему исчезают субкультуры
При виде современных подростков старшее поколение нередко хватается за сердце: чёрные балахоны, ярко окрашенные в неестественный цвет волосы, вызывающие недоумение нашивки и значки. Всё это зачастую не только желание выделиться, но и знак принадлежности к определённой современной субкультуре. Время хорошо известных эмо, готов, панков, кажется, ушло безвозвратно. На смену им пришли новые модные течения. Чем они отличаются и как характеризуют современную молодёжь, разбираемся вместе с экспертами.
Кто-кто?
19‑летняя студентка Аника из Нижнего Новгорода – анимешница. Так называют представителей субкультуры, увлечённых просмотром аниме – японской анимации. Одна из главных особенностей анимэ – большие выразительные глаза персонажей.
«Первое аниме, которое я посмотрела, – «Очень приятно, бог» (16+), – рассказала Аника. – Главная героиня сама ещё школьница, поэтому ребёнком я ненамеренно начала ассоциировать себя с ней, что и помогло мне затянуться в мир японской анимации. В то время, когда я начала этим увлекаться, анимешники считались табу, и немногие распространялись о своём «хобби», но со временем это вошло в норму, и мне удалось найти единомышленников, коих оказалось много».
Темы, которые поднимаются в аниме, самые разные, в том числе остросоциальные и философские, поэтому японской анимацией часто увлечены не только подростки и молодёжь, но и состоявшиеся взрослые. И если подростка-анимешника можно распознать по цветным волосам и необычным причёскам, значкам и сумкам с изображением героев мультфильмов, то анимешника за 40 внешне может ничего не выдать. Зато дома у него наверняка найдутся манги (японские комиксы, – прим. авт.), фигурки персонажей, постеры, отсылающие к любимым мультфильмам.
Ещё одно движение, выросшее из увлечения анимацией, – брони. Но на этот раз речь идёт о конкретном мультсериале – «Мой маленький пони» (18+). Название «брони» возникло от слияния английских слов brother – брат и pony – пони. Мультсериал, изначально рассчитанный на детей и подростков, неожиданно получил признание у взрослых, причём прежде всего у мужчин. Брони пропагандируют честность, верность, доброту, миролюбие, часто занимаются творчеством и участвуют в благотворительных акциях.
Помимо мультфильмов молодёжь традиционно вдохновляет музыка. Увлечение клауд-рэпом привело к формированию молодёжного движения под названием «дрейнеры».
Клауд-рэп – поджанр рэпа, отличающийся замедленностью, мистическим звучанием, мрачно-ироничными текстами. Особняком здесь стоит шведская музыкальная группа «Дрейн Ганг» (Drain Gang). Отсюда и название субкультуры.
Дрейнеры – это, по сути, симбиоз хорошо известных ранее эмо и готов. Их отличают мрачное восприятие действительности, депрессивные состояния, отстранённость. Типичный дрейнер одет в чёрную оверсайз-одежду и белые кроссовки, а в качестве аксессуаров – металлические цепи.
Чёрный цвет в одежде и стиль оверсайз предпочитают и представители субкультуры альт. Правда, дополняют образ милые котики или бабочки. Волосы альтушки красят в кислотно-яркий цвет.
Английское alt означает «альтернативный», то есть не такой, как все. Зарождение субкультуры произошло благодаря молоденьким блогерам с яркими волосами, снимавшим видео, на которых они вели себя эксцентрично и провокационно.
В адрес представителей субкультуры сыпется немало критики за позёрство. Поэтому «альтушка» может использоваться как ругательство. Впрочем, до бурных выяснений отношений не доходит – большинство современных субкультур спокойно сосуществуют друг с другом. Но почему именно эти течения оказались востребованы у современной молодёжи?
Нота протеста
Само по себе явление субкультур для общества не новое. Многие социологи считают, что они зародились как социальный протест – в стремлении быть не таким, как все, выделиться из толпы и найти единомышленников. Первые субкультуры начали формироваться в 1950‑х годах XX века. В США это были рокеры, в СССР – стиляги.
«На появление, развитие и затухание тех или иных субкультур влияют внешние цивилизационные условия, с одной стороны, с другой – морально-нравственные, политические и экономические факторы конкретного общества, – отмечает кандидат социологических наук, доцент факультета социальных наук ННГУ и замдекана по воспитательной работе Анна Соболева. – Кроме того, появлению новых субкультур способствует, конечно, и развитие новых технологий, которые делают более доступными информацию о мировых процессах, культурах, нормах и ценностях и помогают организовывать людей. Раньше было сложнее сформировать личные особенности восприятия и найти единомышленников, что является необходимым условием для формирования субкультуры. Сейчас все эти механизмы работают гораздо быстрее».
В 1990‑х в России появились скинхеды, на 2000‑е пришлась популярность эмо и готов. Но сегодня все они будто испарились. На смену им пришли новые молодёжные движения. Почему исчезают субкультуры?
«Причин несколько. Прежде всего в какой-то момент протест теряет смысл, и то, что раньше привлекало внимание или эпатировало, становится привычным. Нормы могут меняться, и люди становятся более свободными, например, красят волосы в любой цвет, делают любые причёски, одеваются как хотят и не стоят при этом в оппозиции к традиционной культуре. К примеру, эмо привлекали внимание сочетанием чёрно-розовых элементов, нестандартными стрижками. Сейчас подобным никого не удивишь, необходимо что-то новое, – говорит Анна Соболева. – Кроме того, в большинстве своём массовые проявления субкультур заканчиваются тогда, когда их участники просто вырастают, а на смену им приходят новые поколения со своими ценностями, убеждениями и протестами. Так, сейчас мы можем видеть широкий спектр совершенно новых или же уже известных, но модифицированных субкультур».
По словам эксперта, небольшой процент представителей субкультур сохраняют свои убеждения долгие годы, но внешне они крайне редко продолжают их проявлять.
«И в то же время виртуальное пространство способствует тому, что возраст детства (инфантильности) затягивается, и уже довольно взрослые люди могут оставаться в рамках выбранной субкультуры, к примеру, аниме или брони», – говорит Анна Соболева.
Но не пройдёт и 10 – 15 лет, как на смену анимешникам и брони придут новые молодёжные движения. Какими они будут – покажет время.
Автор: Марина Ухабова