Молодёжный научный клуб Lobachevsky 1 марта провел встречу по авиационной психологии «Синергия земли и неба» с участием студентов Факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
«В столь возвышенном названии клубной встречи «Синергия земли и неба» мне хотелось отразить ключевую цель мероприятия – рассмотреть и понять, как можно, используя методы инженерной психологии и эргономики, проектировать, собирать и обслуживать воздушные суда на земле, обеспечивая их безопасный полёт», – отметила организатор и модератор встречи доцент кафедры психологии управления Факультета социальных наук ННГУ Мария Прохорова.
Первая часть встречи была посвящена эргономическому анализу кабины самолётов. На большом количестве примеров военных, грузовых и пассажирских самолётов, которые разрабатывались с послевоенного времени, Николай Кругляков объяснил, как менялись принципы проектирования авиационной техники со второй половины прошлого века (от техноцентрического к антропоцентрическому подходу), повышалась её точность, надёжность, безопасность, обеспечивалось удобство в управлении.
Среди примеров, которые обсуждались на встрече, – многоцелевой истребитель МиГ-29, в производстве, модернизации, ремонте, сервисном обслуживании которого участвует Нижегородский авиационный завод «Сокол» – филиал АО «РСК «МиГ».
Несмотря на множество технических деталей, доклад Н. Круглякова был интересным и захватывающим, ведь этот человек посвятил всю свою жизнь авиации: учёба в Харьковском авиационном институте, служба в авиации Тихоокеанского флота на противолодочном самолёте Ту-125 М, работа мастером сборки и начальником отдела продаж одного из самых крупных и грузоподъёмных серийных самолётов в мире Ан-124 («Руслан»); в свободное время – занятия планерным спортом.
Вторая часть встречи была посвящена обсуждению управления и наземного обслуживания воздушными судами на земле в Международном аэропорту Стригино. Доклады трёх руководителей нижегородского аэропорта вызвали живой интерес участников встречи, поскольку студентам хотелось не только проанализировать операторскую деятельность в системе человек-машина, но и понять, как работает авиационное предприятие, через воздушные ворота которого проходят многие нижегородцы.
Ведущий инженер центра планирования подготовки воздушных судов Международного аэропорта Стригино Василий Можаев объяснил, как происходит посуточное планирование воздушного движения в аэропорту, контролируется технологический график подготовки рейсов и предотвращаются задержки в аэропорту.
Начальник службы наземного обслуживания аэропорта Стригино Евгений Карнозов дал определение самому важному термину в своей деятельности «центровка самолёта», рассказал обязанности сменного начальника аэропорта, объяснил порядок действий в случае возникновения чрезвычайных и нештатных ситуаций.
Особенно полезным для студентов, изучающих управление персоналом, было выступление руководителя службы персонала нижегородского аэропорта Валерия Данильченко, который объяснил основные принципы подбора и оценки сотрудников авиационного предприятия. Более детально об особенностях HR-менеджмента Международного аэропорта Стригино и перспективах научных исследований В.Данильченко сообщит на очередной встрече Клуба научной молодёжи Lobachevsky, которая состоится в апреле.