Главная - Новости - На ФСН первокурсники ИББМ прошли тренинг по поддержанию внутреннего равновесия

На ФСН первокурсники ИББМ прошли тренинг по поддержанию внутреннего равновесия

03 марта 2025

На Факультете социальных наук ННГУ им. Н. И. Лобачевского состоялся тренинг-семинар «Силы внутри: поддержание внутреннего равновесия» для первокурсников Института биологии и биомедицины (ИББМ).

Тренинг, проходивший в рамках проекта «Психологическая гостиная», провели практикующий психолог Центра социально-психологического сопровождения студентов ННГУ Светлана Подшибихина, студентки ФСН – Полина Серанова и Юлия Мальцева, которые учатся на II курсе направления «Психология», а также студентка III курса направления «Конфликтология» Дарья Тихомирова.

Первокурсники направления подготовки «Биология» на тренинге-семинаре освоили широкий спектр практических навыков и методик, направленных на развитие эмоциональной устойчивости.

Они научились сохранять спокойствие и уверенность в условиях перемен, используя специальные техники для снижения внутреннего напряжения. Участники освоили расслабляющие упражнения, способствующие гармонизации психоэмоционального состояния, а также механизмы рационализации, позволяющие анализировать факты и находить внутренний баланс.

Особое внимание уделялось умению концентрироваться на положительных моментах жизни, что способствует поддержанию состояния гармонии и улучшению общего самочувствия.

Релаксационные техники стали эффективным инструментом для восстановления внутреннего равновесия и восстановления сил.

Семинар-тренинг также включал упражнения по повышению мотивации и уверенности в своих силах. Первокурсники осознали, как важна забота о собственном внутреннем состоянии для достижения успеха в учебе и жизненных целях.

Упражнения на фокусировку внимания и расслабление помогли им почувствовать, что стресс можно не только преодолевать, но и использовать как ресурс для личностного роста.

На мероприятии были даны следующие рекомендации:

  1. Использовать методику быстрого восстановления в условиях интенсивного стресса. Практика данной техники, как правило, позволяет достичь психоэмоционального равновесия даже в условиях выраженного стресса, способствуя быстрому снижению напряжения и улучшению общего самочувствия. Как выполнять методику:

Для достижения оптимального эффекта данное упражнение рекомендуется выполнять в положении сидя или стоя, обеспечивая удобное и устойчивое положение тела. Ключевое внимание следует сосредоточить на процессе выдоха, который играет центральную роль в выполнении этой техники. Общая продолжительность упражнения варьируется от 1 до 3 минут. В начальной фазе происходит глубокий выдох, максимально освобождая легкие от воздуха. На заключительном этапе выдоха следует активно подключать мышцы брюшной полости, обеспечивая втягивание живота. После завершения выдоха задержать дыхание на период, пока потребность во вдохе не станет непреодолимой естественной реакцией организма. Далее дайте дыхательному ритму возможность самостоятельно восстановиться до состояния спокойной регулярности. После этого повторите упражнение еще 2–3 раза.

  1. Применять технику 5-4-3-2-1 для снижения уровня стресса и тревоги, которая помогает сосредоточиться на настоящем моменте, снять симптомы тревоги и перенаправить мысли от беспокойства к реальным ощущениям. Этот метод основан на активации органов чувств, что возвращает внимание в «здесь и сейчас». Как выполнять технику:
  • Назвать 5 вещей, которые можно увидеть вокруг себя. Осмотреться вокруг и обратить внимание на любые объекты, которые попадают в поле зрения. Это могут быть элементы декора, мебель, растения, одежда или даже собственные руки. Постарайтесь детализировать наблюдения.
  • Выделить 4 вещи, которые можно почувствовать тактильно. Сфокусироваться на прикосновениях.
  • Описать 3 звука, которые можно услышать здесь и сейчас. Это могут быть голоса людей, шум машин за окном, звук вентилятора, тиканье часов или шорох бумаги.
  • Назвать 2 запаха, которые можно почувствовать сейчас. Вдохнуть как можно глубже и определите запахи вокруг. Это может быть аромат кофе, запах свежего воздуха, аромат духов или даже едва уловимый запах дерева мебели. Если нет возможности почувствовать запахи в данный момент, подумать о том, какой запах мог бы здесь быть.
  • Назвать 1 вкус, который возможно сейчас ощутить. Отметить вкус во рту или, вспомнить последний вкус, который ощущали.
  1. Снимать психоэмоциональное напряжение при помощи техники свободного танца. Свободный танец — это практика спонтанного танцевального движения, в которой отсутствуют строгие правила, заранее выученные шаги или обязательные схемы. Это своего рода медитация через движение, телу позволено выражать внутренние эмоции, мысли и энергию. Этот процесс способствует снятию стресса, росту осознанности и улучшению физического состояния. Важно помнить, что танцевать может каждый, вне зависимости от уровня подготовки. Тело знает, как двигаться, главное — позволить себе это и убрать самокритику. Свободный танец — это внутренний диалог с собой, где нет неправильных ответов. Как выполнять практику:
  • Подготовка пространства и настройка. Для свободного танца важно выбрать уединённое пространство, где можно свободно двигаться без стеснений и ограничений. Выбор музыкального сопровождения играет ключевую роль: мелодия должна отвечать текущему эмоциональному состоянию. Впрочем, в случае необходимости или по желанию танец можно совершать и в полной тишине.
  • Разогрев и расслабление тела. Этот этап помогает восстановить контакт с телом и создать базу для естественного ритма движений. Перед началом танца рекомендуется уделить внимание разогреву, который поможет снять напряжение и подготовить тело к движению. Следует начать с медленных и глубоких вдохов и выдохов, чтобы сосредоточиться, войти в состояние «здесь и сейчас» и отпустить тревожные мысли. После дыхательной практики добавить медленные разминочные движения: мягкое покачивание головой, вращение плечами, лёгкие растяжки для рук и шеи.
  • Восприятие тела и следование его ритму. Позволить ритму (либо внутреннему, либо заданному музыкой) направлять тело. Постараться отключить внимание к внешнему миру, осознавая, что в этот момент нет зрителей, которые могут оценивать. Оставить за пределами практики любые стандарты или ожидания. Действовать так, как подсказывает тело. Помнить, что не существует «правильных» или «неправильных» движений — суть свободного танца заключается в спонтанном выражении и естественности.
  • Выражение эмоций через движение. Одним из ключевых аспектов свободного танца является возможность физически выражать внутренние эмоциональные состояния. В случае ощущения радости позволить телу двигаться с лёгкостью, возможно, через плавные движения или прыжки. Тревожные эмоции можно проявлять через интенсивные, резкие ритмичные движения, позволяющие высвободить напряжение, при чувстве гнева и раздражения, распространить эту энергию через силу и экспрессию, а грусть можно проявить в более замедленных, тягучих движениях. Каждая эмоция, будь то вдохновение, беспокойство или облегчение, способна найти своё отражение через танец.
  • Завершение практики и восстановление. Постепенно замедлить движения. Перейти к плавным качаниям, лёгким растяжкам, важно сохранить внимание на своём дыхании. Дать время осознать изменения в теле и состоянии. Завершая практику, позволить признать ценность этого опыта как пути к более глубокому осознанию себя.

Справка:

Центр социально-психологического сопровождения студентов ННГУ действует на базе Факультета социальных наук; создан для поддержания психологического здоровья студентов и профилактики социальных дезадаптаций.

Все новости