На Факультете социальных наук ННГУ им. Н. И. Лобачевского состоялся тренинг-семинар «Школа Спокойствия: обуздай страхи и стрессы в академической жизни».
Мероприятие для студентов первого курса направления подготовки «Социальная работа» провела практикующий психолог Центра социально-психологического сопровождения студентов ННГУ Светлана Подшибихина, а в качестве ассистентов выступили студенты четвертого курса направления «Психология» ФСН Мария Мухина, Александра Кириллова, Алина Рощина.
На тренинге-семинаре первокурсники ознакомились с практическими методами эффективного запоминания и повторения материала. Говорили о развитии навыков внутреннего диалога самоподдержки и уверенности в себе при помощи позитивного мышления. Научились дыхательным практикам и расслабляющим упражнениям для снижения уровня стресса, увеличения способности фокусировать свое внимание и улучшения общего самочувствия.
Участникам тренинга были даны следующие рекомендации:
- Использовать технику «Квадратное дыхание» для снижения уровня стресса и успокоения нервной системы.
- Сядьте в удобном положении или легко расположитесь.
- Начните дыхание через нос, медленно и глубоко вдыхая в течение определенного количества секунд (например, 4 секунды).
- Задержите дыхание на том же пульсе секунд (4 секунды).
- Медленно и равномерно выдыхайте через рот в течение того же количества секунд (4 секунды).
- Пауза без дыхания также на 4 секунды перед повторением цикла. время самоанализу, задать себе вопросы о своих реакциях, поведении, мотивациях. Отследить, что именно вызывает позитивные или негативные эмоции. Определить таланты, сильные стороны или возможности (в зависимости от ситуации.
- Применять технику «Посмотри страху в лицо», которая представляет собой мощный инструмент, позволяющий первокурсникам справляться с тревогами, связанными с предстоящими экзаменационными испытаниями. Она предлагает не прятаться от своих страхов, а, наоборот, воспользоваться возможностью их изучить и рационально обосновать их несостоятельность. Применение этой техники, начинается с того, чтобы выписать все страхи, которые возникают в связи со сдачей сессии. Выполняя технику необходимо быть максимально честными: и записать даже те опасения, которые кажутся иррациональными или стыдными. Затем следует опровергать каждый из этих страхов, приводя множество примеров контраргументов. Техника “Посмотри страху в лицо” учит смотреть на ситуацию более объективно и с меньшей долей тревоги, оставляя место для уверенности и спокойствия, столь необходимых для успешного прохождения всех испытаний, которые может преподносить сессия.
- Использование техники «Взгляд на свой страх» с применением метафорических карт представляет собой оригинальный и творческий метод для исследования личных переживаний и поиска ресурсов, необходимых для преодоления тревог, связанных с экзаменационной сессией. Данный метод позволяет неструктурированным и часто трудноуловимым внутренним переживаниям принять форму, которую возможно осознать и проработать. Процесс начинается с вытягивания карты и сосредоточения на её изображении, что помогает проникнуться и понять масштаб вашей тревоги, признавая её как неотъемлемую часть жизненного опыта. Осознание и признание страха является первым шагом на пути к его преодолению и трансформации. Первый шаг включает формулировку вопроса: как визуализируется мой страх перед экзаменом? Далее следующая карта может пролить свет на те действия или подходы, которые потенциально могут оказаться препятствиями. Во время открывания данной карты следует задать вопрос: какая стратегия может оказаться неэффективной на экзамене? Это может напомнить о рисках применения привычных, но не продуктивных способов подготовки, подчеркивая важность поиска новых методов, открытости к адаптации и изменениям. Извлекая заключительное вдохновение из последней карты, необходимо задать вопрос: что придаст мне «суперсилу» на экзамене и поможет сдать его успешно? Каждый шаг на этом пути направлен на преобразование страха в личную историю, где вы становитесь героем, встречающим вызовы с уверенностью и силой.
- Настоятельно рекомендуется вести диалог со своими страхами и выявленными ресурсами, стремясь к тому, чтобы они стали вашими союзниками, а не противниками, на пути к успешному прохождению экзаменационных испытаний.