Первокурсники радиофизического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского прошли тренинг-семинар «Экзамены легко: Психологические техники спокойствия и уверенности».

Мероприятие в рамках проекта «Психологическая гостиная» провела практикующий психолог Центра социально-психологического сопровождения студентов ННГУ Светлана Подшибихина.
Обладание навыками самоконтроля и способности управлять своим эмоциональным состоянием является важным условием успешного прохождения первых сессий и дальнейшего продвижения по образовательному пути. Умение эффективно бороться со стрессом способствует повышению качества усвоения материала, улучшению памяти и концентрации внимания.
На тренинге-семинаре студенты получили представление о природе стресса, узнали о причинах возникновения и последствиях повышенного нервного напряжения.
Участники были ознакомлены с рядом эффективных упражнений и методик для снятия напряжения и быстрого достижения стабильного эмоционального состояния.
Особое внимание уделялось развитию группового взаимодействия и созданию доверительной атмосферы в коллективе.
Участникам семинара-тренинга были даны следующие рекомендации:
- Регулярно практиковать дыхательные упражнения и технику осознанности («5 чувств»). Целью которого является быстрая релаксация и стабилизация нервной системы посредством концентрации внимания на ощущениях пяти органов чувств (слух, зрение, осязание, вкус, запах). Необходимо внимательно сосредоточиться на окружающих звуках, визуальных образах, тактильных ощущениях, вкусе и ароматах, последовательно фиксируя внимание на каждом чувстве. В результате происходит постепенное расслабление мышц тела, нормализация дыхания, ощущение покоя и ясности сознания.
- Использовать физическую активность (упражнения «Тряска») для профилактики накопления напряжения. Суть метода заключается в выполнении энергичных, кратковременных встряхивающих движений конечностями и туловищем в положении стоя или сидя. Рекомендуемая продолжительность одного цикла составляет примерно одну минуту; движения могут включать быстрое потряхивание руками, ногами, плечами и головой с целью активизации моторики и последующего облегчения мышечного напряжения. После выполнения упражнения целесообразно провести короткую паузу для оценки субъективного состояния и при необходимости повторить цикл. В следствии упражнения происходит значительное уменьшение физического дискомфорта, появляется чувство лёгкости и освобождения от негативных эмоций.
- Включить в практику методы творческого самовыражения, таких как изобразительное искусство, музыка или литература, для оптимизации психоэмоционального состояния. В качестве эффективного инструмента может быть применён метод «Рисунок», способствующий вербализации внутренних переживаний и проработке деструктивных эмоциональных состояний посредством художественной деятельности. Для реализации данного метода предлагается начертить круг на листе бумаги и внутри него графически изобразить текущее психоэмоциональное состояние, используя доступные художественные средства (например, краски, карандаши, маркеры). После завершения творческого акта целесообразно провести аналитическую рефлексию с целью идентификации скрытых эмоциональных паттернов и разработки персонализированных стратегий саморегуляции.
- Активизировать социальные контакты, развивать поддержку и доверие в своей группе.
- Поддерживать здоровый образ жизни, регулярно отдыхать и восстанавливать силы.
Справка:
Проект «Психологическая гостиная» реализуется Центром социально-психологического сопровождения студентов ННГУ, который действует на базе Факультета социальных наук.
Центр создан для поддержания психологического здоровья студентов и профилактики социальных дезадаптаций.