Главная - Новости - Сотрудники ФСН выявили самые популярные семейные услуги, предлагаемые в онлайн-пространстве

Сотрудники ФСН выявили самые популярные семейные услуги, предлагаемые в онлайн-пространстве

31 марта 2025

Сотрудники Факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского выявили популярные семейные услуги, предлагаемые пользователям крупной социальной сети.

Целью исследования нижегородских социологов стала категоризация такого рода услуг, представленных в онлайн-пространстве. Основными потребителями этих услуг являются родители с детьми, ориентированные на ответственное родительство, экспертное знание, достижение баланса между личностными установками, самореализацией и идеалами заботы, формирующимися в современном обществе.

«За основу нашей работы мы взяли положения концепции интенсивного родительства и концепцию профессионализации современного родительства. Согласно этим концепциям, современные родители стремятся к “правильной”, качественной, осмысленной заботе о детях, максимальной вовлечённости в воспитание, руководствуясь экспертными знаниями, навыками и/или вырабатывая собственные “особые компетенции”», – рассказывает один из авторов исследования, доцент кафедры общей социологии и социальной работы Алина Янак.

В результате контент-анализа информационных блоков профилей, ведущих свои страницы в социальной сети «ВКонтакте» и имеющих 10 000 и более подписчиков, предлагающих те или иные продукты, услуги или контент, учёными были выявлены наиболее распространенные и востребованные направления и формы деятельности новых субъектов и проводников особых компетенций современных родителей.

Так, учёные выделили шесть наиболее «развивающихся» и популярных поставщиков семейных услуг, которые актуализируются благодаря растущему спросу со стороны родителей и развитию дистанционных механизмов их предоставления и обучения. К ним относятся: нейропсихологи, специалисты, реализующие подготовку будущих родителей к жизни в триаде «папа – мама – ребёнок» в рамках специализированных школ/курсов, доулы, консультанты по детскому сну; консультанты по грудному вскармливанию; специалисты по питанию, или семейные/детские нутрициологи/диетологи, семейные блогеры-инфлюенсеры, которые выступают в качестве трансляторов семейно-детного образа жизни и семейных ценностей.

«Поставщиками такого рода услуг являются родители, которые в своё время тоже пережили определённые сложности в воспитании ребёнка или в уходе за ним. Сейчас они готовы передавать в монетизированной форме свой уникальный опыт, который был ими подтверждён в ходе обучения на курсах профессиональной переподготовки или получения дополнительного образования», – продолжает соавтор исследования, доцент кафедры общей социологии и социальной работы Татьяна Захаркина.

Свои знания онлайн-специалисты тиражируют на онлайн-платформах в виде вебинаров, консультаций, интенсивов и блогов.

Чаще всего в роли поставщиков семейных услуг нового поколения выступают женщины, имеющие одного или несколько детей, а их основная аудитория – молодые женщины-мамы.

Мужчины обычно предлагают советы по двигательному (например, специалисты по детскому массажу, ЛФК), интеллектуальному и досуговому развитию детей (развивающие игры, опыты/эксперименты, путешествия).

«Потребность современных родителей в экспертном знании обусловливается трансформацией норм и стандартов заботы о детях, “интенсификацией” родительства. Экспертное знание нередко формируется за счёт необходимости профессионализации, брендизации и социального признания приобретенных опыта и знаний родителей в рамках преодоления трудностей материнства/отцовства в собственных семьях. Сегодня уже сложно сказать, какое из утверждений точнее отражает действительность: спрос рождает предложение или предложение – спрос. Смеем предположить, что рынок семейных услуг продолжит распространяться и расширяться за счёт включения новых привлекательных категорий и использования онлайн-технологий», – отмечает А. Янак.

Результаты исследования опубликованы в научно-практическом рецензируемом журнале «Управленческое консультирование» в 2024 году. Дальнейшее изучение проблемы будет сфокусировано на выработке и анализе критериев привлекательности частных семейных онлайн-услуг, оценке их качества со стороны действующих и потенциальных потребителей, а также определении потребностей и векторов развития кластера семейных услуг.

Все новости