Сотрудники Факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского выявили популярные семейные услуги, предлагаемые пользователям крупной социальной сети.
Целью исследования нижегородских социологов стала категоризация такого рода услуг, представленных в онлайн-пространстве. Основными потребителями этих услуг являются родители с детьми, ориентированные на ответственное родительство, экспертное знание, достижение баланса между личностными установками, самореализацией и идеалами заботы, формирующимися в современном обществе.
«За основу нашей работы мы взяли положения концепции интенсивного родительства и концепцию профессионализации современного родительства. Согласно этим концепциям, современные родители стремятся к “правильной”, качественной, осмысленной заботе о детях, максимальной вовлечённости в воспитание, руководствуясь экспертными знаниями, навыками и/или вырабатывая собственные “особые компетенции”», – рассказывает один из авторов исследования, доцент кафедры общей социологии и социальной работы Алина Янак.
В результате контент-анализа информационных блоков профилей, ведущих свои страницы в социальной сети «ВКонтакте» и имеющих 10 000 и более подписчиков, предлагающих те или иные продукты, услуги или контент, учёными были выявлены наиболее распространенные и востребованные направления и формы деятельности новых субъектов и проводников особых компетенций современных родителей.
Так, учёные выделили шесть наиболее «развивающихся» и популярных поставщиков семейных услуг, которые актуализируются благодаря растущему спросу со стороны родителей и развитию дистанционных механизмов их предоставления и обучения. К ним относятся: нейропсихологи, специалисты, реализующие подготовку будущих родителей к жизни в триаде «папа – мама – ребёнок» в рамках специализированных школ/курсов, доулы, консультанты по детскому сну; консультанты по грудному вскармливанию; специалисты по питанию, или семейные/детские нутрициологи/диетологи, семейные блогеры-инфлюенсеры, которые выступают в качестве трансляторов семейно-детного образа жизни и семейных ценностей.
«Поставщиками такого рода услуг являются родители, которые в своё время тоже пережили определённые сложности в воспитании ребёнка или в уходе за ним. Сейчас они готовы передавать в монетизированной форме свой уникальный опыт, который был ими подтверждён в ходе обучения на курсах профессиональной переподготовки или получения дополнительного образования», – продолжает соавтор исследования, доцент кафедры общей социологии и социальной работы Татьяна Захаркина.
Свои знания онлайн-специалисты тиражируют на онлайн-платформах в виде вебинаров, консультаций, интенсивов и блогов.
Чаще всего в роли поставщиков семейных услуг нового поколения выступают женщины, имеющие одного или несколько детей, а их основная аудитория – молодые женщины-мамы.
Мужчины обычно предлагают советы по двигательному (например, специалисты по детскому массажу, ЛФК), интеллектуальному и досуговому развитию детей (развивающие игры, опыты/эксперименты, путешествия).
«Потребность современных родителей в экспертном знании обусловливается трансформацией норм и стандартов заботы о детях, “интенсификацией” родительства. Экспертное знание нередко формируется за счёт необходимости профессионализации, брендизации и социального признания приобретенных опыта и знаний родителей в рамках преодоления трудностей материнства/отцовства в собственных семьях. Сегодня уже сложно сказать, какое из утверждений точнее отражает действительность: спрос рождает предложение или предложение – спрос. Смеем предположить, что рынок семейных услуг продолжит распространяться и расширяться за счёт включения новых привлекательных категорий и использования онлайн-технологий», – отмечает А. Янак.
Результаты исследования опубликованы в научно-практическом рецензируемом журнале «Управленческое консультирование» в 2024 году. Дальнейшее изучение проблемы будет сфокусировано на выработке и анализе критериев привлекательности частных семейных онлайн-услуг, оценке их качества со стороны действующих и потенциальных потребителей, а также определении потребностей и векторов развития кластера семейных услуг.