Программа существует с 70-х годов ХХ века; за это время она приобрела характер целого социального движения, имеющего своей целью не только вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность, но и создание единого культурного пространства, интеграцию на основе ценностей взаимопонимания, помощи и поддержки.
Программа дает студентам ФСН уникальную возможность ознакомиться с международным опытом социальной работы с детьми, подростками, пожилыми, лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Помимо основной работы студенты участвуют в многочисленных выездных семинарах, имеют достаточно свободного времени, чтобы посетить самые известные места и достопримечательности по всей Европе.
Продолжительность программы – 12 месяцев, начало – 1 сентября.
Благодаря сотрудничеству ФСН с Обществом российско-немецких встреч Эссен – Нижний Новгород и Университетом Дуйсбург-Эссен, наши студенты пользуются целым рядом преимуществ по сравнению с остальными участниками. Им не нужно подавать заявки на участие в программе и финансирование – это любезно делают наши немецкие партнеры.
Свободный доступ к библиотечным ресурсам Университета Дуйсбург-Эссен и возможность консультаций с ведущими европейскими специалистами в области социальной работы дают возможность не отставать от своих сверстников и вернуться через год в свою же студенческую группу.
Требования к кандидатам на участие в программе:
Отзывы участников программы:
Кирилл Кощеев, выпускник ФСН 2017 года, магистр социологии; участник проекта «Добровольный социальный год» в 2014-2015 гг. о стажировке:
«Проект обеспечил мне не только уникальную возможность прохождения практики по выбранной мною специальности, но и дал шанс обучения в Университете Дуйсбург-Эссен. Это сыграло важную роль в расширении моего личного и профессионального кругозора, значительно углубило знание немецкого языка.
Мое знакомство с системой социальной работы в Германии происходило в школе Монтессори, где вместе с обычными ребятами учились дети, имеющие особые потребности. Я увидел, как функционирует на практике система инклюзивного образования. Большое впечатление на меня произвела летняя поездка с группой ребят на остров Зюльт. Все это позволило дополнить теоретические знания новыми практическими навыками.
Кроме профессионального роста данный проект дает отличную возможность увидеть всю Европу, завести множество друзей из других стран, участвующих в нем».
Ирина Пименова, выпускница 2017 г., магистр социальной работы; участница проекта «Добровольный социальный год» в 2013-2014 гг. о стажировке:
«Проект «Добровольный социальный год» – это не только год бесценной для будущей профессии практики, но и год открытий и испытаний, трудностей и побед, знакомств и путешествий, возможность обретения самой себя.
Ребята, которые собираются участвовать в программе в Германии (как и сама я когда-то) боятся неизвестности и задают много вопросов о том, что их ждет: как передвигаться по городу/стране, как быть с языковым барьером и многом другом. Хочу успокоить всех потенциальных участников: принимающая сторона предоставляет все необходимое и даже больше. И речь не только о жилье и ежемесячных карманных деньгах. Вас постоянно будут приглашать на концерты классической музыки, театральные постановки, в галереи, на праздники (а в Германии их очень много), на ужины в ресторанах и домашней обстановке с разговорами о серьезном и обыденном.
Основной же частью моего социального года была волонтерская работа в качестве сопровождающего в специальной школе для детей с психическими расстройствами. Разговор об этом заслуживает отдельного внимания. Для кого-то подобная работа может показаться трудной, но если есть желание, то трудности становятся незаметными. Например, по условиям программы я должна была участвовать не только в работе в школе, но и в организованном двухнедельном лагере. Это было сложнее, чем практика в школе, но, в то же время, интереснее.
Помимо работы в школе и лагере, добровольцу дважды за время пребывания предоставляется возможность участия в семинарах, которые проходят в другом городе с добровольцами из разных стран. Эти семинары длятся по несколько дней и протекают в виде игр, тренингов, мероприятий в абсолютно неформальной обстановке. Кроме семинаров нам предоставлялись курсы немецкого языка, по окончании которых мы сдали экзамен на получение сертификата. В свободное время (в выходные, в каникулы) можно было путешествовать, чем я и занималась.
Конечно, были и трудности: незнание города, отсутствие навыков работы с людьми с психическими расстройствами. Большой проблемой поначалу был языковой барьер: страх остаться непонятой другими и самой не понять собеседника, сказать что-то неправильно.
За время участия в проекте у меня сформировался научный интерес: работа с детьми с психическими расстройствами стала темой моей выпускной работы и магистерской диссертации. Я узнала другую страну, ее особенности, культуру и традиции. Можно сказать, что я нашла себя: привела в порядок мысли, поняла свои желания и способности. «Социальный год» сыграл огромную позитивную роль в моей жизни».
Контакты:
Заместитель декана по международному сотрудничеству
Судьин Сергей Александрович
e-mail: sergeysudin@fsn.unn.ru