Социолог Анна Соболева: «Мы научились учиться, работать, общаться и развлекаться в интернете»
Время в интернете проводят люди самого разного возраста
Нижегородцы всё чаще сидят в соцсетях – за прошедший год их мобильный трафик вырос почти на треть. Интернетом пользуются все – от первоклашек до пенсионеров, многие даже ведут свои блоги на различных платформах.
Почему же нижегородцы с каждым годом всё больше погружаются в соцсети? И есть ли в этом опасность для живого общения?
Об этом мы поговорили с кандидатом социологических наук, доцентом кафедры отраслевой и прикладной социологии ФСН ННГУ Н.И. Лобачевского Анной Соболевой.
В центре внимания
– По результатам многих опросов, люди стали сидеть в соцсетях чаще, чем в прошлом году. С чем это может быть связано?
– Во время пандемии дистанционные технологии масштабно вошли в нашу жизнь. Общество ушло на удалёнку, и исследования констатировали рост количества авторов и объёмов контента. Мы научились учиться, работать, общаться и развлекаться в интернете. Стали собирать друзей и устраивать рабочие встречи. Наладив цифровое взаимодействие, люди адаптировались и продолжают запущенные процессы.
К тому же ситуация, складывающаяся под влиянием обстоятельств начала 2022 года, во многом предопределяет, можно сказать, развитие виртуального общения и взаимодействия с сообществами в других городах и странах.
В этом году рост сетевого контента также связан с общественной реакцией на общественно-политические события. Несмотря на ограничение таких популярных платформ, как Facebook, и снижение активности пользователей на этом ресурсе, увеличение объёма публикаций и количества авторов обеспечили выход на первый план ВКонтакте и Telegram. При этом обе площадки стали рассматриваться не только как место общения частных лиц, но и как бизнес-платформы.
В наше динамичное время общение в мессенджерах становится полноценной альтернативой реальным встречам. Школьные чаты заменяют родительские собрания, коллеги дистанционно обсуждают проекты, мы получаем консультации специалистов по видеосвязи.
Стремительно развиваются сервисы, например, онлайн-шопинг вошёл в топ‑5 активностей россиян в интернете, по данным Mediascope. Кроме того, по данным этой же компании, после начала спецоперации люди стали проводить больше времени на новостных интернет-ресурсах. В конце февраля аудитория выросла вдвое по сравнению с началом года. Появляются новые приложения, такие, например, как Yappy, а уже известные всем, как тот же VK, развивают свои сервисы и добавляют новые возможности, привлекая всё большую аудиторию.
Стоит отметить и определённую психологическую зависимость. Людям хочется получать положительное эмоциональное подкрепление, одобрение (в виде лайков, например) и внимание от окружающих, с одной стороны, с другой – подписчики привыкают следить за жизнью разных авторов и ощущают в этом некую стабильность. Одни по привычке выкладывают моменты своей жизни, другие – заходят, чтобы на неё посмотреть и обсудить.
– Какие могут быть последствия от чрезмерного внимания к социальным сетям в обществе? И могут ли они быть вообще?
– Кроме больших возможностей, у социальных сетей есть и целый ряд опасностей. Чем больше мы находимся в соцсетях, чем больше у нас в них активностей, тем больше возникает угроз. Среди них – кража и использование личных данных, взлом аккаунтов, разного вида мошенничество.
Пристальное внимание и доверие к информации в социальных сетях спровоцировало развитие такого феномена, как фейк. Фейки стали использоваться как средство информационного влияния на разные социальные группы. Целый ряд стран производит и размещает их в средствах массовой информации, используя как орудие влияния.
Кроме того, большой массив негативной информации, транслируемой через сети, может провоцировать стрессы, неврозы, депрессивные состояния. При этом человек попадает в замкнутый круг – на фоне неопределённости в жизни и перспектив многие постоянно просматривают новости, обновления и вместо успокоения получают обратный эффект.
Чрезмерное увлечение соцсетями, особенно излишнее внимание к чужим красивым историям может приводить к неудовлетворённости собственной жизнью, окружением, работой.
Живые люди
– Ещё несколько лет назад в соцсетях сидела в основном молодёжь, а сейчас с каждым годом здесь всё больше пенсионеров и взрослых пользователей. Чем это объясняется?
– Что касается возрастного диапазона 40 – 50 лет, то это поколение, которое начало осваивать интернет в ранние годы, большинство готово к открытию нового и с лёгкостью осваивает виртуальные новинки. Поэтому сейчас эта группа в своём сегменте не уступает по вовлечённости молодым и даже может доминировать при использовании виртуальных сервисов для бизнеса.
Увеличение числа пользователей старшего и даже пенсионного возраста связано с проникновением цифровых технологий и виртуальных сервисов в нашу жизнь. На первом месте стоит потребность удалённо общаться с родственниками и друзьями. Далее следует пользование различными сервисами – заказ товаров, онлайн-банкинг, запись к врачу. Более молодое поколение обучает старшее пользоваться электронной почтой и мессенджерами, находить нужную информацию, совершать необходимые операции.
Безусловно, способствует положительной динамике числа возрастных пользователей появление бюджетных курсов для пенсионеров по обучению компьютерной и интернет-грамоте.
– Многие противники соцсетей утверждают, что виртуальное общение вытесняет и подменяет реальное. Насколько это соответствует действительности?
– Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Чрезмерное пользование социальными сетями, конечно, не может идти на пользу (как и любое злоупотребление), однако не всё так плохо, как это может показаться на первый взгляд.
Цифровизация всё больше охватывает нашу жизнь, и исследования показывают рост количества пользователей различных соцсетей. Здесь мы общаемся с друзьями и коллегами, ищем единомышленников, показываем свои достижения. При этом мы видим, что виртуальное пространство помогает организовывать и реальное. При помощи общения в мессенджерах и соцсетях есть возможность заявить о себе, о значимом событии в офлайне, собрать заинтересованную аудиторию на мероприятие. Это экономит время и позволяет оптимизировать занятость. К тому же существует ряд потребностей и видов деятельности, которые виртуальный мир едва ли может заменить. Реальные эмоции и живое участие мы можем получить только при личном общении. Самое главное – использовать сети разумно и с пользой, стараться контролировать время, проведённое в них, и учить этому молодое поколение.
За год мобильный трафик нижегородцев вырос примерно на 25%. Наибольшей популярностью пользуются такие сервисы, как ВКонтакте и TikTok. Их используют как для общения и переписок, так и для ведения блогов.
«Мне нравится, что я могу и получать информацию, и делиться своим творчеством, – рассказала студентка Екатерина. – А ВК и TikTok идеально для этого подходят. Хочу – переписываюсь, хочу – выкладываю видео с собой».
Причём среди нижегородцев, активно использующих соцсети, много не только подростков и молодых людей. Мессенджеры осваивают жители региона старше 60 лет, 51% из которых – женщины. На данный момент они ежемесячно прокачивают около 800 терабайт мобильного трафика, что на 30% выше показателей прошлого года. Такие данные предоставили специалисты по big data МегаФона.
Всё чаще можно наткнуться на милые видео пожилых людей, которые танцуют под популярную музыку. Многие используют соцсети как продвижение своего бизнеса.
Автор: Анастасия Прибутковская