Научный коллектив с участием сотрудников Факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2022 году выиграл грант Российского научного фонда на исследование трансформации коммеморативных практик молодежи.
РНФ поддержал проект «Медиатизация как фактор трансформации коммеморативных практик молодежи», руководителем которого является главный научный сотрудник кафедры отраслевой и прикладной социологии ФСН Федор Николаи. В составе научного коллектива и другие сотрудники ФСН.
Исследования исторической памяти (memory studies) сегодня активно развиваются как в России, так и во всем мире. В центре внимания отечественных исследователей находится в основном политика памяти – проблематика фальсификации истории и сознательного манипулирования ею в текущих политических интересах.
Однако в среде молодежи гораздо большую проблему представляет не сознательное искажение истории, но неотрефлексированная вовлеченность в медийные практики, не предполагающие критического отношения и проверки источников информации.
Проблема искажения истории связана с активной медиатизацией этой сферы, о чем свидетельствует рост научного интереса и рефлексия над понятиями “постправда”, “фэйк», рост числа просветительских проектов, посвященных сохранению памяти. Основным проводником медиатизации стали социальные медиа, опосредующие получение информации и формирующие фонд знаний, в том числе об исторических событиях, а главное – практики интернализации знаний и формирования идентичности.
Главной проблемой при этом оказывается ремедиация – трансформация не только носителя информации, но и самой логики восприятия прошлого. Исторический нарратив, во-первых, фрагментируется – распадается на не связанные между собой микро-сюжеты и детали (воспринимаемые скорее эстетически, чем логически). Во-вторых, акцент делается на узнавании ключевых исторических деятелей и событий, а не анализ сложных и часто противоречивых социальных процессов, в которых участвуют акторы разного уровня. Наконец, в-третьих, источниками такого фрагментарных сюжетов могут выступать в равной степени рассказы друзей, посты блогеров и СМИ (включая фейковые новости), воспоминания родителей, фрагменты художественных фильмов и интернет-игр. Соотнесение между собой этих и других материалов (включая учебную программу и лекции профессиональных историков) представляется корректным рассматривать как дигитальные практики коммеморации.
Таким образом, проблема, на разрешение которой направлен поддержанный РНФ проект, связана с исследованием социальных медиа и их роли в трансформации коммеморативных практик молодёжи. Медиатизация коммеморативных практик подчиняет их медиалогике, видоизменяя их характеристики и трансформируя социальную идентичность молодежи.