На Факультете социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского прошел тренинг-семинар «Я и другие: практика межличностных отношений» для первокурсников юридического факультета.

Тренинг был организован для студентов направления подготовки «Юриспруденция» в рамках проекта «Психологическая гостиная».
Первый курс является временем адаптации, когда нужно привыкнуть к новой образовательной среде, наладить взаимодействие с однокурсниками, преподавателями и сформировать свой социальный круг.
Именно на первом курсе выявляются такие трудности, как застенчивость, страх публичных выступлений, неуверенность в себе или неспособность конструктивно решать конфликты.
На семинаре-тренинге направленного на развитие эффективного общения первокурсники знакомились с основными принципами и техниками коммуникации, которые играют важную роль как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Одной из центральных тем стало понимание основ вербального и невербального общения. Участники учились не только выбирать правильные слова, но также использовать интонацию, жесты, мимику и позы для более убедительной передачи своих мыслей.
На семинаре обсуждали техники самопрезентации, которые помогут студентам уверенно представлять себя в учебной и профессиональной среде. Они учились структурировать свои мысли, выстраивать убедительные аргументы и находить способы заинтересовать собеседника. Практическая часть тренинга фокусировалась на отработке навыков через ролевые игры и упражнения.
Кроме того, семинар – тренинг включил в себя практику развития эмоционального интеллекта, его участники учились понимать свои эмоции, лучше взаимодействовать с окружающими. Эти упражнения помогают формировать доверительные и гармоничные отношения, что способствует личностному росту студентов и их успешной коммуникации.
Мероприятие провела практикующий психолог Центра социально-психологического сопровождения студентов ННГУ Светлана Подшибихина.
Участникам семинара-тренинга были даны следующие рекомендации:
- Практиковать активное слушание. В коммуникации с собеседником сосредоточится на собеседнике и отбросить отвлекающие мысли. Поддерживать зрительный контакт и используйте открытую позу. Показывать интерес с помощью кивания, мимики или коротких фраз («да», «понял»). Не перебивать оппонента и давать ему высказаться полностью. Перефразировать или уточнять услышанное: «Я правильно понял, что…?» Задавать вопросы, чтобы показать внимание и углубить разговор. Избегать осуждений, слушайте с уважением и пониманием.
- Развивать эмпатию. Стараться понимать чувства, мотивы и точку зрения вашего собеседника. Чтение художественной литературы и размышления о чужих переживаниях также помогают расширить эмоциональное восприятие. Эмпатия позволяет выстраивать более теплые и доверительные отношения.
- Избегать деструктивной критики. Если необходимо дать обратную связь, делать это конструктивно: сначала указывать положительные стороны, затем мягко сделать акцент на возможные улучшения, избегая нападок, унижения и перехода на критику личности собеседника.
- Развивать уверенность в себе. Этот процесс включает в себя установление небольших, достижимых целей с их последующим усложнением, что позволит постепенно укреплять чувство собственного успеха. Особое внимание следует уделять собственным достоинствам и достигнутым результатам, что способствует укреплению позитивного восприятия себя. Важным аспектом также является осознание и управление негативными мыслями, с заменой их на позитивные установки, что помогает сохранять оптимистичный настрой даже в наиболее сложных обстоятельствах. Для формирования уверенности полезно регулярно выходить за пределы зоны комфорта, преодолевая страх перед новым опытом и расширяя границы своих возможностей. Следует ухаживать за собой, включая заботу о внешнем виде и здоровье, этот процесс оказывает непосредственное влияние на самоощущение и внутреннее состояние. Необходимо также формировать конструктивное отношение к ошибкам, рассматривая их не как поражения, а как ценную возможность получения опыта и обучения.