В Нижнем Новгороде 4-5 марта прошла научно-практическая конференция, посвященная вопросам актуализации вузовской дисциплины «Социология» в рамках проекта «ДНК России».
Мероприятие было организовано на базе ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
В работе конференции приняли участие научно-педагогические работники из образовательных организаций высшего образования, отвечающих за разработку рабочих программ, методических рекомендаций и преподавание дисциплин, как общего плана: «Социология», «Общая социология», а также с иными дисциплинами, направленными на формирование основ знаний в области социальных наук.
Основной целью конференции явилось обсуждение структуры и содержания дисциплины «Социология», подходов и особенностей ее преподавания в вузах страны и разработка предложений по ее совершенствованию.
В работе конференции приняли участие представители различных российских вузов – ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Южного федерального университета, Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова, Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, Вятского государственного университета, Дальневосточного федерального университета, Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова и других.
Участники конференции согласились, что предмет «Социология» играет ключевую роль в процессе реализации образовательных стандартов и выполняет важную как общенаучную, так и мировоззренческую функцию, участвует в формировании ценностных ориентаций и практических навыков, необходимых будущим специалистам как полноправным членам социума.
Вместе с тем, констатируется, что в последнее время ряд вузов сократили часы, отводимые на преподавание социальных дисциплин, либо отказались от них вовсе. В этой ситуации необходимо добиваться повышения статуса дисциплины «Социология», в том числе включения в образовательные стандарты компетенций, реализация которых предполагает чтение курсов социологического плана.
В то же время тематические планы курса «Социология» нуждаются в совершенствовании и адаптации к современным условиям, а также должны ориентироваться на запросы студентов. Так в частности, предложена модульная схема, при которой часть курса отводится на изучение общей теории и понятийно-категориального аппарата, а второй модуль должен быть ориентирован на прикладные аспекты исследований, а также отраслевым аспектам дисциплины. Так, предлагается ориентировать тематические планы на такие отраслевые предметные области как социология семьи, социология управления или социальному проектированию, что должно в большей степени отвечать запросам студенческой аудитории.
Итогом конференции станет формирование методических рекомендаций и подготовка учебно-методического комплекса как основы для дальнейшего внедрения новых подходов к преподаванию дисциплины «Социология».